“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Психология юности, как стадия развития человека

психология юности период юности психология проблемы юности психологияПсихология юности, как стадия развития человека

Психология юности и периода взросления личности, которой немало ученых посвящает свои труды, в нынешнее время, как никогда прежде, чрезвычайно сложна, поскольку включает немало аспектов: социальных, личных, профессиональных.

Кризисных возрастов каждому представителю человечества на протяжении его жизни выпадает немало, и один из наиболее серьезных из них связан с переходом от детства и подросткового периода к взрослости, или зрелости, - юностью. Психология юности чрезвычайно сложна и многогранна, немало специалистов посвящали именно ей собственные научные труды, неизменно отмечая многоаспектность проблемы становления личности в данное время жизни.


Вообще, сразу необходимо отметить, что период юности психология, в том числе на современном этапе, не определяет в каких-то четких возрастных рамках, поскольку мнения профессионалов на сей счет сильно разнятся. Одни утверждают, будто в 14-17 лет завершается отрочество, а на последующие годы и примерно до 24-25 как раз и припадает то самое юношество; другие же уверяют, что 14-17-летние люди уже вступили в пору своей юности. В любом случае, изменение конкретных возрастных рамок юношеского периода во многом связано с особенностями общества в определенную эпоху и изменением его социальных требований к своим взрослым и взрослеющим членам.


В этой связи нельзя не отметить, что от современных юношей и девушек требуется значительно больше, нежели, к примеру, от поколений, живших чуть более полувека-века назад, и во многом такие метаморфозы коренятся в росте всеобщей грамотности. Соответственно, от молодежи, вступающей в пору юности, сейчас, помимо прочего, ожидается еще и профессиональное самоопределение, т.е. выбор будущей специальности - в связи с завершением школьного обучения и нуждой выбора своей дальнейшей судьбы в этом мире.


Среди прочих проблем юности психология выделяет именно эту в связи с ее усложнением в нынешнее время: ранее профессиональное ориентирование решалось во многом с помощью школы и семьи, но сейчас первая отчасти дистанциировалась от этого. Родители же, пережив немало социальных и экономических катаклизмов, нарушивших представления многих из них о мире, зачастую оказываются сами профессионально дезориентированными и потому неспособными помочь с поиском аналогичных решений своим отпрыскам.

Вместе с тем, проблема определения своей дальнейшей судьбы, места в социуме, в том числе профессионального, тесно связана с наблюдающимся в период юности личностным становлением, формированием идеалов, своего мнения, мировоззрения. По сути, уже от столь молодых людей и девушек, едва вступающих на тропу взросления, требуется составление примерного сценария собственной жизни, просчитывание того, как она должна сложиться в различных аспектах, то есть совершение своего рода "самопроектирования". Подобное становится возможным благодаря некоторым изменениям в мировоззрении человека на переходе от подросткового периода к юношескому, когда обретается чуть большая ответственность.

По большому счету, именно в юношестве представитель человечества впервые по-настоящему начинает задумываться о собственном будущем и рассматривать настоящее именно как время, когда приходится закладывать основы своей дальнейшей жизни и принимать эпохальные решения.

Юноши и девушки на переходе к взрослости ведут более сложную и высокоинтеллектуальную умственную деятельность, нежели в младших возрастах, и одним из ее аспектов становится своего рода специализация интересов и способностей, определение приоритетных из них. Происходит начавшаяся еще в период подросткового возраста, становления своего "Я", самоидентификация, но проявляться она начинает больше не в бунтарских наклонностях, как в пубертатное время, а в глубоких мыслительных процессах. У человека активно складывается самоопределение, он стремится обозначить для себя, кем именно является, чем отличается от остальных, каковы его социальные, гендерные и другие роли.

Парень или девушка не просто определяется для себя с тем, каково должно быть "мужское" или "женское" поведение, но и с его конкретной, приемлемой, нужной именно для него/нее разновидностью: "свой в доску", "роковая красотка". В ряде случаев, при отсутствии нормальных условий для адекватного формирования личности, человек в юношеском периоде порой предпочитает так называемую "негативную идентичность", то есть выбор какой-то линии поведения назло родителям и другим взрослым. К примеру, девица начинает вести себя как настоящая распутница, юноша - как хулиган и гроза всех окрестных жителей или даже наркоман, поскольку подсознательно это видится им лучшим вариантом, нежели вообще не обретение своего "Я".

В нормальных же условиях, помимо прочего, в период юности происходит становление характера, и, в отличие от подросткового этапа развития, когда эмоции и гормональные всплески оказывают значительное воздействие на поведение, парень или девушка обучается лучше управлять собою. Однако не стоит полагать, будто в данном начинании человек достигает очень уж значительных успехов: в силу юношеского максимализма он еще в значительной степени проявляет нетерпимость ко многим явлениям и чертам характера окружающих. Тем не менее, нельзя не отметить главного: помимо критичности к другим, тот, кто переживает период юношества, становится достаточно самокритичным, способным дать вполне адекватную оценку собственным действиям и пытаться прогнозировать их последствия, влияние на то, как в дальнейшем сложится жизнь.

В числе других особенностей юношеского возраста - усиление, в сравнении с пубертатом, сознательных мотивов поведения, развитие эстетического и нравственного восприятия окружающего мира и людей, достаточная прямолинейность, оптимизм, решительность и т.п.

Таким образом, юношество закладывает основы для формирования по-настоящему зрелой личности, что включает самоидентификацию, становление нравственных и эстетических норм, способность ответственно относиться к своему поведению и выбору, определение профессии и социальной роли.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk