“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Умеют ли дружить ваши дети?

дети друзья дети друзьяУмеют ли дружить ваши дети?

Едва только научившись ходить, дети приступают к освоению окружающего мира. Они общаются со своими одногодками, играют вместе. С возрастом у детей появляются общие интересы и ценности, они становятся настоящими друзьями.

Друзья – это те люди, которым всегда можно довериться и положиться в трудную минуту. Их вклад в жизнь каждого человека практически неоценим. Дружеские отношения детей с одногодками оказывают важное влияние на их представления о социальном и предметном мире.


Дружба, в отличие от общительности, представляет собой интимные отношения, которое предусматривает не только взаимовыручку, но и духовно-нравственную близость, открытость, доверие, признание, любовь. О социальном явлении дружбы писали еще древний философ Аристотель.


Явление дружбы воспевалось еще скальдами, у которых потеря ее навлекла проклятье, рассматривалась как одно из величайших несчастий, которые могут упасть на человека.


Дружба - индивидуально-избирательна и основывается на взаимной симпатии. Это является ее отличием от близости, и от общительности, где отношения формируются коллективом, необходимостью выполнять общее дело. «Мой первый друг, мой друг бесценный», - так писал А. С. Пушкин. Наконец, дружба, как уже отмечалось, является отношением глубоким и интимным. Дружба, которая имеет основанием товарищеские отношения, конечно же, предусматривает взаимопомощь, готовность к самопожертвованию. Вместе с тем она предусматривает и внутреннюю близость, открытость, доверие, любовь.

Дети начинают заводить дружеские отношения еще в возрасте четырех лет. Такая их дружба еще не подразумевает каких-то правил или ответственности, однако является почвой для построения в более старшем школьном и подростковом возрасте серьёзных дружественных отношений.

Всякий ребенок стремится иметь близких друзей, быть признанным, принятым товарищем. Неприятной ситуацией для детей является осуждение в товарищеском коллективе, а самой большой мукой - изоляция. Неудовлетворительные взаимоотношения со сверстниками толкают ребенка на поиски товарищей за пределами группы детского сада, школьного класса. Как правило, они находят новых друзей, но не всегда достаточно морально и социально развитых. Последствия таких взаимоотношений, к сожалению, довольно непривлекательные.

Очень чувствительны к дружественным отношениям дети. Друзья являются важным достоянием детского возраста с точки зрения социально-психического развития человека. В процессе взаимоотношений у ребенка формируются коллективные и личные качества.

Особенное место занимает дружба в жизни ребенка подросткового возраста. Взаимоотношения подростков формируются независимо от желания родителей, и даже вопреки им. На первый план при оценке сверстника как товарища выступают такие качества, как смекалка, сообразительность (а не то, насколько он успешен в учебе) , смелость, честность, умение контролировать свои эмоции. Чтобы быть принятым, подросток должен быть хорошим товарищем.

Нормы кодекса товарищеской дружбы: личностная достоинство, равенство, взаимопомощь, правдивость и ответственность среди сверстников оцениваются достаточно высоко. Поскольку эти нормы совпадают с соответствующими нормами у взрослых, то процесс общения с другими детьми является своеобразным воспитательным заведением, где формируется и развивается социально - нравственный образ ребенка как будущего члена общества. Так называемые непопулярные подростки могут иметь любые негативные черты, но всем им присущ один недостаток - отсутствие качеств хорошего товарища. Этот недостаток ничем не компенсируется, а потому даже отличник может оказаться изолированным. Подростки хотят иметь близкого, личного друга. Привлекать подростков могут разнообразные качества: знания, достижения в спорте, внешность, привычки, опыт отношений с противоположным полом, самостоятельность и независимость. Очень часто возникают достаточно близкие, но временные отношения. Настоящая дружба возникает очень редко. Обычно ей предшествует система временных отношений, в которой каждый должен придерживаться норм кодекса дружбы и выполнять определенные правила. Это и есть самое сложное, потому что тинэйджеры ставят высокие требования к другу, но не к себе. Недостатки товарищей или друзей видят, а у себя - не сразу и не во всем. Отсюда обиды, конфликты, разрыв отношений. Подростки высоко ценят дружбу, но при этом чрезвычайно требовательны и оскорбительны.

В процессе дружбы ребята познают друг друга и самих себя, сравнивают свои поступки с другими и анализируют их. В процессе общения тинэйджеры обращают внимание на собственные слабые места и несовершенство товарищей, и стараются их исправить.

Дружба – это важный социальный феномен. Дети сумевшие обрести дружбу, приобретают вместе с ней радость жизни, а те, кто остался отчужденным, получают большое несчастье отчуждения. Дружеские отношения – это драгоценное сокровище, которое нужно беречь «как зеницу ока».


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk