“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Эффективные методики обучения ребенка чтению

обучение ребенка чтению методика обучения детей чтению обучение детей чтению по слогамЭффективные методики обучения ребенка чтению

Обучение ребенка чтению для многих родителей превращается в настоящий ад, хотя на самом деле всему виной неправильный подход к обозначенному процессу, который при желании может стать очень увлекательным и для учителя, и для ученика.

Существует множество разных методик, которые помогают в кратчайшие сроки научить кроху соединять отдельные буквы в слоги, а слоги в слова, однако каждая из них начинается со знакомства со звуками, иначе процесс обучения может сильно затянуться.


Дело в том, что заучивание названия буквы, а не того, как она звучит, очень сильно тормозит обучение детей чтению по слогам, так как ребенку становится тяжело объединять согласные с гласными. Поэтому любая современная методика обучения детей чтению начинается со знакомства с согласными звуками и гласными буквами, которые и звучат и называются одинаково. То есть, показывая малышу букву "Б", следует называть ее не "бэ", как принято, а звонким прерывистым "б", иначе присоединяя ее впоследствии к любой гласной ребенок будет произносить "бэа", "бэо", "бэу" и т. д., вместо "ба", "бо" и "бу", не понимая, почему следует делать иначе. Что касается правильного произношения названия буквы, то научить этому ребенка можно и попозже, когда он уже станет свободно объединять слоги в слова. Огромное значение имеет и тот фактор, когда именно следует начинать обучение ребенка чтению, ведь в последнее время зачастую практикуется раннее развитие, хотя далеко не каждый малыш схватывает такую программу и это вовсе не означает, что он хуже своих сверстников. Родители должны понять, что соединение слогов в слова даются ребенку гораздо легче и быстрее с 5-6 лет, так как к этому времени он становится внимательнее и усидчивее, а более ранние попытки чаще всего приводят к тому, что процесс обучения растягивается до достижения им обозначенного возраста.


Это означает, что не следует гнаться за какими-то современными показателями, пытаясь сделать так, чтобы собственный малыш переплюнул своих сверстников, ведь таким образом можно спровоцировать у него отвращение к учебе, преодолеть которое будет крайне нелегко. Это простое правило не распространяется на изучение букв, которые, наоборот, нужно начинать показывать малышу уже с двух-трех лет, не забывая про то, что следует произносить их звук, а не название. Огромное значение имеет метод обучения, которое настоятельно рекомендуется проводить именно в игровой форме, чтобы ребенку было интересно. На сегодняшний день существует множество игрушек, которые помогают быстро усвоить звуки. Это может быть и музыкальное пианино с встроенным алфавитом, и поролоновые кубики с животными и буквами, и специальные мягкие азбуки для самых маленьких. Важно понять, что чем раньше мама выучит со своей крохой все звуки алфавита, тем легче ему будет в 5-6 лет соединять их в слоги и слова. И лучший вариант на сегодняшний день - это кубики, на одной стороне которых изображается буква, а на другой животное с названием, начинающимся с нее.


Что касается самого процесса обучения, то для начала мама показывает ребенку попеременно то одну, то другую сторону, произнося и звук буквы, и название животного, а потом выкладывает все кубики буковками вверх, прося кроху показать, где спрятался "тигр", "енот" и пр.

После того как каждая буковка будет отскакивать у ребенка от зубов, можно приступать к изучению с ним слогов, для чего также предусмотрено несколько вариантов - попроще и посложнее. К примеру, если у родителей нет лишнего времени для того, чтобы зубрить с крохой каждый слог, то можно приобрести специальную интерактивную доску или плакат, который представляет собой своего рода сводную таблицу гласных и согласных. На пересечении этих букв и образуются слоги и нажимая на эту кнопку ребенок слышит, как звучит каждый из них. Однако этот метод имеет несколько существенных недостатков, ведь таким образом ребенок не тренируется объединять буквы в слоги самостоятельно, а зазубривает их. Кроме того, большое количество букв и слогов, вынесенное в таблицу интерактивного плаката, нередко рассеивает детское внимание, не давая крохе сосредоточиться на конкретных задачах, поэтому без контроля родителей здесь все-таки не обойтись. Прийти на помощь могут все те же старые добрые кубики с буквами, которые можно объединять в отдельные слоги, используя очень популярную в последнее время методику "Паровозик".

Для этого в вертикальный ряд выставляют кубики со всеми гласными буквами алфавита, а возле самой верхней гласной выкладывают кубик с какой-нибудь согласной, который и является "Паровозиком". Весь смысл этой обучающей игры заключается в том, что при передвижении "Паровозика" вниз малыш должен называть каждый слог, который образуется в результате объединения согласной с новой гласной. Обычно дети на ура воспринимают такой метод обучения, гораздо быстрее усваивая сам принцип соединения букв в слоги. Что же касается объединения гласных и согласных, то этот момент обычно не вызывает каких-то особых трудностей, довольно легко даваясь юным ученикам. Закрепить пройденный материал поможет магнитная доска, в комплекте к которой прилагаются буковки и цифры на встроенных магнитах. Пользуясь ею малыш сможет сам соединять любые слоги и составлять из них отдельные слова, а основная задача родителей в этом случае заключается в том, чтобы направить его действия в нужное русло и вовремя корректировать ошибки. Ни для кого не секрет, что на маленьких детей очень сильное влияние оказывает визуализация, поэтому яркие буквы на магнитной доске будут вызывать у них интерес в любом случае. Таким образом родители смогут привлекать внимание даже тех детей, которые совсем не хотят учиться читать.

Если ребенок быстро освоит составление и чтение слогов, то это вовсе не означает, что следует останавливаться на достигнутом, дожидаясь пока малыш пойдет в первый класс. К примеру, можно постоянно тренироваться с дошколенком, используя специальные прописи, где в слова нужно вставлять пропущенные буквы или даже слоги.

Кроме того, можно использовать комплексный метод обучения, используя совершенно разные подходы к процессу, ведь каждый ребенок дошкольного возраста имеет индивидуальное развитие и то, что подходит одним, не всегда действенно для других и наоборот.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk