“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Как научить ребенка говорить букву р: трудности произношения

как научить ребенка говорить букву р как быстро научить ребенка говорить букву р как научить ребенка правильно говорить букву рКак научить ребенка говорить букву р: трудности произношения

Произношение буквы Р считается самым трудным процессом для маленьких детей. Можно ли в этой ситуации обойтись без помощи логопеда, и если да, то как научить ребенка говорить букву Р, занимаясь с ним самостоятельно?

Если у малыша нет серьёзных речевых отклонений, которые требуют медицинского вмешательства, то процесс обучения не составит особого труда. Для достижения положительного результата рекомендуется придерживаться простых советов специалистов в том, как научить ребенка говорить букву Р. В процессе обучения важно уделить особое внимание тому, как научить ребенка правильно говорить букву Р.


Обычно дети в возрасте 4-4,5 года уже хорошо произносят все звуки, исключением являются звуки Р и Л, правильное произношение которых нужно осилить к пяти-шести годам.


Процесс правильной постановки звуков закладывается задолго до того момента, когда малыш начинает говорить свои первые слова.


Уже в 3 месяца кроха начинает активно агукать, к восьми (по утверждению специалистов) - адекватно реагирует на слова родителей, а к году у него вырабатывается артикуляция (произношение речевых звуков).

В двухлетнем возрасте, как правило, ребёнок способен говорить не только отдельные слова, но и короткие фразы.

Для того чтобы малыш в будущем правильно выговаривал слова, он уже с младенчества должен слышать их чёткое произношение. Разговаривать с маленьким ребёнком нужно как с взрослым человеком, и ни кому не позволять сюсюкать с ним.

С детьми полезно заниматься веселыми упражнениями, которые будут укреплять мышцы лица и развивать артикуляцию. Двухлетний ребёнок с удовольствием поддержит игру - соревнование в том, кто сможет дотянуться языком до кончика носа или до подбородка. Ему понравится высовывать язык, скручивать его в трубочку и т. п., гримасничая вместе с мамой или папой. Ещё один полезный навык, который поможет в будущем произносить звук Р - научить ребёнка цокать языком. В методику обучения малыша входит также чтение книг, разучивание стишков, считалок.

Научившись быстро говорить слова, дети стараются не произносить неудобный для них звук, пропуская его в слове, заменяя другими звуками (л, ы, й) или говорят его нетипичным для русского языка образом.

Для того чтобы разобраться, в какой помощи нуждается ребёнок, нужно попросить его порычать (как тигр, например), а затем - чтобы он повторил за взрослым слова, содержащие букву Р (ворона, трава и т. п.). Если ребенку не удаётся одиночный звук, то в первую очередь нужно работать над его постановкой, если же рычание замечательное, то нужно упражняться в произношении буквы Р в слогах.

Если пятилетний малыш не умеет чётко произносить этот звук, самое время обратиться к специалисту - логопеду, который поможет выявить физиологическую проблему. Если же она отсутствует, то он даст рекомендации по поводу речевой гимнастики, которую можно делать в домашних условиях.

Нужно настроиться на то, что занятиям с ребенком необходимо уделять 30-45 минут за один "урок", а результаты могут быть не так скоро, как хотелось бы.

Логопедические занятия должны приносить ребёнку удовольствие и положительные эмоции, только в этом случае у него будет желание их делать. Для малыша такие занятия - огромный труд, поэтому положительный результат напрямую зависит от усилий родителей превратить их в веселую игру.

Для того чтобы ребенок понял, как правильно выполнять упражнения для постановки звука Р, на начальном этапе их нужно делать вместе с ним, обращая занятия в веселую игру. От родителей требуется максимум терпения, положительных эмоций и доброты.

Многие родители задают вопрос: "Как быстро научить ребенка говорить букву р?" Вот несколько упражнений для достижения этой цели:

- ребёнок кладет свой палец под язык и активно водит им из стороны в сторону, получается звук Р;

- открыв рот, малыш произносит "з - з - з", а взрослый в этот момент чистым кончиком пальца, на который можно надеть соску (или специальным шпателем), двигает уздечку его языка из стороны в сторону, создавая, таким образом, вибрацию. Если данное упражнение выполняется в соответствии со всеми необходимыми инструкциями, то будет слышен четкий звук Р;

- прижав кончик языка к небу, сделать язык чашечкой, и одновременно с силой произносить "ддд", пальчиком создавая вибрацию уздечки, результат - звук Р.

Упражнения для разминки артикуляционного аппарата:

- не меняя исходного положения, оговоренного в предыдущем пункте, необходимо стараться опереться языком о верхние зубы. В таком положении нужно протянуть звук "з". Затем поменять опорное положение - вместо зубов для опоры практически используется нёбо и повторяется манипуляция;

- рот открыт максимально широко, удерживать его в таком положении как можно дольше, постепенно увеличивая временной интервал.

После того, как ребёнок научится хорошо говорить букву Р, нужно закрепить его произношение в речи (автоматизировать). Для этого нужно:

- чётко повторять слоги с этим звуком, например, дра-, тру- , кры- ;

- предложить ребёнку найти в книге или журнале красочные картинки, где были бы изображены предметы, названия которых содержат букву Р, и называть их (следить за его правильным произношением).

Логопеды с немалым опытом работы в своей сфере утверждают, что эти упражнения очень эффективны и одновременно просты. Благодаря простоте они доступны к применению даже маленьким детям, которые только начинают свое знакомство с буквой "р" и ее правильным произношением.

После того, как малыш освоит произношение буквы в слогах и словах, можно использовать в его обучении скороговорки. Начинать со скороговорок без соответствующей подготовки - самая частая ошибка родителей. Малыш просто не понимает, что именно от него хотят, ведь навыков произношения сложных звуков у него еще нет. Поэтому все нужно делать пошагово и последовательно.

Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки зависит от особенности речи, которую ежедневно слышит ребенок, от развитости его артикуляционного аппарата, а также от способностей, заложенных у него на генетическом уровне.

Вариантов для занятий с малышом очень много, главное - не перегружать его ими, чтобы он не уставал. Важно не скупиться на похвалу за каждый успех, ни в коем случае не сердиться и не ругать ребёнка за то, что у него что-то долгое время не получается. Ребенок - это хоть и маленькая, но уже личность и похвала ему также приятна, как и любому взрослому.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk