Когда новорожденный начинает слышать и видеть: развитие органов зрения и слуха
Появляясь в этот мир, новый человечек практически ничего не умеет, ему многому предстоит научиться. Конечно, родители переживают, когда новорожденный начинает слышать и видеть, все ли в порядке с его развитием?
Маленькие дети, едва родившись, странно реагируют на звуки, а их глаза часто двигаются рассогласованно, вызывая у родителей подозрения в косоглазии малыша. Мам и пап интересует вопрос: когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это привычно для взрослых?
И зрение, и слух формируются еще в материнской утробе: малыш прекрасно умеет отличать свет от тьмы и внимательно слушает звуки маминого организма, а так же ее голоса - когда та поет песенки, читает книжки вслух или просто разговаривает; но когда новорожденный начинает видеть и слышать осознанно - это вопрос нескольких месяцев. Причем для развития слуха и зрения требуются разные временные отрезки: уши быстрее приспосабливаются к жизни после рождения, а вот глазам предстоит "вырастить" некоторые функции самостоятельно.
Только появившись на свет, глаза ребенка реагируют на яркое освещение (в мамином животе всегда царил приятный полумрак), нервные окончания и глазные мышцы практически не приспособлены к "внешней" жизни, им придется приобрести множество навыков. Например, установить прочное взаимодействие с головным мозгом, выработать нужное количество палочек и колбочек, сформировать так называемое желтое тело (область глазного яблока, на котором потом будет фокусироваться изображение) и натренировать глазные мышцы.
Сперва ребенок видит все в размытой дымке. Он не воспринимает разных оттенков, для него все расплывается большими смазанными пятнами, из которых часто всплывают повторяющиеся объекты (лица родителей). Зрение новорожденного плоское, все предметы, воспринимаемые им, лишены не только цветов, но и объема. Из-за слабости мышц и недостаточного развития головного мозга правый и левый глаз не могут сфокусироваться на определенном объекте, и иногда кажется, что глаза смотрят в разные стороны. Такое "косоглазие" является физиологической нормой и не должно тревожить родителей: к 3-4 месяцам от него не останется и следа.
Серьезный прорыв в развитии зрения происходит около 3 недель жизни ребенка. В этом возрасте он вдруг начинает выделять некоторые цветовые пятна из всех остальных, обретает способность следить взглядом за каким-то предметом и даже поворачивать голову в сторону яркого света.
Но полноценное зрение приходит к 4-5 месяцам: и нервные окончания, и мозг, и мышцы уже достаточно натренировались, теперь они вполне видят и различают лица мамы, папы, воспринимают разные цвета, чувствуют форму и объем предмета, следят глазами за движением игрушки и надолго удерживают сфокусированное зрение.
Все эти процессы происходят поступательно и запланированы самой природой, однако ускорить развитие зрения (а заодно и мозга) никогда не помешает: малышу надо показывать игрушки яркого цвета, двигая их вправо-влево, а потом и сверху вниз; демонстрировать крупные изображения мячей, пирамидок, кубиков и прочих простых предметов.
Со слухом дела обстоят бодрее, хотя тоже не без нюансов. Как уже упоминалось, слышать малыш начинает еще в материнской утробе - нервные окончания, связывающие органы слуха с отделами головного мозга, развиты довольно хорошо. Однако слуховые проходы ребенка заполнены амниотической жидкостью (околоплодными водами), что вносит свою специфику в восприятие звуков - они обладают глухим монотонным оттенком. В первые дни после родов жидкость постепенно освобождает место воздуху, а воздушная среда обладает иными акустическими характеристиками. Но малышу, как показывает практика, до этих нюансов мало дела: слышать-то он слышит прекрасно, только вот реагирует исключительно на то, на что сам захочет. Если его внимание занято каким-то важным делом (например, попытками схватить воздух руками), то мамин зов малыша по имени и разговоры с ним окажутся безуспешными.
Резкие звуки - хлопок двери, хлопок в ладоши, вскрик, звук сирены - способны привлечь внимание ребенка. В такие моменты он перестает заниматься своим делом и словно прислушивается, замирая в одной позе. Если звук больше не повторяется (или наоборот, возникает регулярно), малыш расслабляется и возвращается к своим занятиям.
Но это не значит, что ребенка надо предоставить самому себе. Ведь момент, когда новорожденный начинает видеть и слышать маму, вполне можно приблизить - разговаривая с малышом, называя его по имени, используя при этом ласковые интонации и мягкий тембр голоса. Пение песенок, особенно тех, что мама исполняла во время беременности, пробудит и зарождающуюся память: услышав знакомую мелодию, малыш прислушается и даже может начать гулить в ответ.
Уже к 2-3 месяцам слух ребенка достаточно сформирован, чтобы прекрасно различать все звуки происходящего вокруг. Однако еще не все из них способны привлечь внимание младенца. Например, монотонные разговоры, шум работающей бытовой техники (пылесоса, стиральной машины), звук водопроводной воды хоть и будут услышаны, но словно "отсекутся" восприятием и не вызовут реакции. Спящих младенцев не так-то легко разбудить - они еще не знают, на какие звуки нужно как-то реагировать, а какие можно оставлять без внимания, поэтому продолжат посапывать, как младенцы.
В 3 месяца малыш начинает выделять свое имя в разговорах, поворачивается на этот звук, начинает улыбаться или плакать (в зависимости от интонации, с которой имя было произнесено). В этом возрасте он уже хорошо знает голоса мамы, папы, братьев-сестер и других взрослых, часто бывающих рядом с ним, умеет выделять эти голоса из прочих окружающих звуков.
Любые значительные отклонения в развитии зрения и слуха в таком раннем возрасте может обнаружить только врач-специалист, поэтому для новорожденных детей в поликлиниках создан график посещения окулиста и лора, и этот график лучше соблюдать.
Комментариев: 0