“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Основные этапы развития речи у детей: особенности развития детской речи

этапы развития речи этапы развития речи у детей этапы развития речи детей этапы развития речи у ребенка

Большинство родителей, которые пристально следят за ростом своих обожаемых чад, интересуют этапы развития речи, ведь так хочется, чтобы малыш полностью соответствовал установленным нормам.

На самом деле, хотя и существует разработанная педиатрами и логопедами определенная система речевого развития, в жизни обычно все протекает достаточно индивидуально. Причем настолько индивидуально, что этапы развития речи у каждого ребенка свои.


Например, согласно установленным этапам развития речи у детей, в три года малыш уже должен уметь правильно строить простые предложения, но что делать, если дело уже идет к четырем годам, а он не то, что их не строит, но и вовсе молчит?


В первую очередь, не нужно паниковать и "примерять" на ребенка все существующие диагнозы в мире. Обследование в обычной детской поликлинике, так же вряд ли что-то даст, логопед скорей всего поставит диагноз "Задержка речевого развития" (в дальнейшем ЗРР), которая, надо сказать, может быть вызвана любыми факторами, в том числе и генетической наследственностью. Единственное полезным может стать посещение невропатолога, который может очень быстро установить или опровергнуть такие моменты, как гиперактивность, задержка психического развития, что гораздо страшнее и прочие подобные этим особенности.


Дело в том, что если малыш не подвержен излишней эмоциональной возбудимости, охотно идет на контакт с чужими людьми, понимает речь окружающих, выполняет поручения, то можно сразу исключить некоторые патологии. Следующим этапом обследования должен быть узкоспециализированный речевой центр, где квалифицированные специалисты установят причину молчания или плохой неразвитой речи на основе специального обследования головы и точек, отвечающих за речевое развитие. Нередки случаи, когда родителям рекомендуют оставить ребенка в покое и дожидаться, когда он "созреет", даже если ему уже 3, 5 года и он полностью молчит.

Этот момент как раз и связан с тем, что этапы развития речи детей - очень индивидуальное понятие, связанное в том числе и с генетической предрасположенностью. Это вовсе не означает, что малыш, который с года лихо соединяет простые предложения в сложные и имеет богатый словарный запас, умней, чем ребенок, который и к трем годам не выговаривается, ведь речь отвечает прежде всего за эмоциональный фон, а не за умственное развитие (если, конечно, речь не идет о каких-то конкретных патологиях, одними из осложнений которых являются речевые нарушения у детей).

Также не стоит исключать и такой фактор, как лень - ведь одному ребенку доставляет огромное удовольствие болтать без умолку, а второй предпочитает помалкивать, особенно если его родители и так стараются предупредить все его желания и выполняют их по малейшей указке пальцем.

Нередки случаи, когда родители вдруг неожиданно узнают, что их ребенок прекрасно может разговаривать, просто не использует этот инструмент за ненадобностью или из-за банальной лени. Как правило, после такого открытия родители прекращают потакать своему чаду и заставляют его использовать речь вместо мимики и жестов.

Если исходить из установленных этапов развития речи у ребенка, то подразумевается, что до полугода он должен активно агукать, гулить и произносить непроизвольные слоги, к году говорить односложные "ма-ма", "па-па", "ба-ба" и пр. К двум годам у малыша уже должен быть приличный словарный запас, который он будет пытаться связывать в предложения и, как следствие, во вполне понятную речь, а к трем его предложения должны быть уже сложными с употреблением все новых слов и словосочетаний. К пяти-шести годам ребенок должен научиться четко произносить все звуки (в том числе шипящие и рычащие), неважно при этом как он к этому придет - самостоятельно или после коррекции у логопеда.

Но это все теория, а на практике случается по-разному. Бывает и так, что малыш с года болтает без умолку, словарный запас его растет не по дням, а по часам, воодушевленные такими способностями своего обожаемого чада родители разучивают с ним песни и стишки и даже начинают потихоньку вводить в речь малютки иностранный язык. Все родственники с гордостью демонстрируют необычайно развитую речь крохи, как вдруг бац, малыш перегружается, у него происходит самое настоящее нервное расстройство от такого количества информации, несмотря на то, что долгое время он впитывал ее, как губка, иногда все и вовсе заканчивается таким неприятным моментом, как заикание или сбивчивая речь.

Безусловно, это вовсе не означает, что ребенка с ранним речевым развитием нужно как-то ограничивать в этом вопросе, но и нагружать кроху сверх нормы, пользуясь его способностями, памятью и эмоциональной возбудимостью, категорически не рекомендуется. Родители должны раз и навсегда для себя уяснить, что все хорошо в меру и свои амбиции не стоит перекладывать на маленькое неокрепшее создание.

Помимо прочего, нужно знать, что один ребенок не ждет, когда ему что-то расскажут, а сам интересуется всем, одновременно черпая информацию из собственных наблюдений, в то время как с другим малышом, который, к слову, ничуть не хуже, нужно заниматься и доносить до него, казалось бы, даже самые простые вещи. Поэтому, если кроха помалкивает или говорит плохо и неохотно, то с ним нужно регулярно проводить устные занятия. Обязательно подробно изучать с ним цвета, предметы и их название, очень помогает сказка-терапия.

Иногда для того, чтобы стимулировать речь ребенка, где-то начиная с 2,5 лет после определенного обследования ему назначают препараты на основе янтарной кислоты, которая благоприятно воздействует на участки мозга, отвечающие за речь.

Как правило, после такой нехитрой терапии малыш "выбалтывается" в течение полумесяца и дальше все становится на круги своя. Параллельно с этим родители не должны забывать и о регулярных занятиях, в том числе и тех, которые развивают мелкую моторику пальцев.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk