Основные особенности занятий по системе Монтессори
Развитие ребёнка по системе Монтессори основано на индивидуальных способностях каждого малыша. Система Монтессори предполагает самостоятельные действия детей, они сами выбирают чем и как заниматься.
Система Монтессори имеет как огромное количество плюсов, так и некоторые минусы. Она развивает конкретные навыки, учит самостоятельно выбирать занятие по душе. Вместе с тем, не поощряется детское творчество, так как оно, якобы замедляет практическое развитие, уводит в вымышленный мир.
В начале 20-го века итальянский педагог Мария Монтессори предложила систему воспитания детей на основе их индивидуальности. Смысл её в том, что деткам предоставляется методический материал, а они уже сами решают, чем именно заниматься. Воспитатели наблюдают за детьми, но не вмешиваются, пока ребёнок сам об этом не попросит. И даже в этом случае взрослый не должен навязывать своего решения задачи. Он только помогает, но не подсказывает. Система Монтессори предполагает, что в воспитании неуместны как поощрения, так и наказания. Дети учатся сами находить товарищей, с которыми они могут найти общие интересы и заняться полезным делом.
Система воспитания, созданная Марией Монтессори строится таким образом, чтобы дети имели в помещении все методические материалы и сами могли выбрать те предметы, которые необходимы им на данный момент. Потом они, опять же самостоятельно, ищут партнёров, с которыми интересно строить дом или одевать куклу. Первоначально система развития Монтессори применялась для умственно отсталых детей и зарекомендовала себя с лучшей стороны. Детки успешно развивались и впоследствии прекрасно адаптировались в общество. К удивлению многих они иногда превосходили в чём-то и нормальных детей.
Именно это стало толчком для создания такого способа воспитания, при котором детям предоставлялись все возможности для гармоничного развития и выявления индивидуальных способностей каждого ребёнка. Перед воспитателем не ставится задача направлять деятельность малыша в рамки общих программ, а только помочь ему отыскать среди многочисленных пособий те предметы, которые разовьют его интеллектуальный потенциал. Важно и то, что ребёнку дана возможность самому оценить то, что он делает. Взрослый не указывает на его ошибки или достижения.
В группе детки сидят за персональными столиками или на маленьких ковриках. Считается, что без разрешения никто не может вторгнутся в личное пространство. Развитие ребёнка по системе Монтессори основано на том, что каждый в группе занят своим делом. Бывает, что один и тот же предмет нужен сразу нескольким деткам. В таких случаях воспитатель тоже не должен вмешиваться, но предоставить возможность детям договориться самим. Это очень важная часть воспитания и в будущем обязательно пригодится. Необходимость работать в группе появляется и тогда, когда ребёнок задумывает какой-то большой проект, который в одиночку осуществить не может.
В группах находятся детки разного возраста, это очень важно для создания домашней атмосферы. Старшие помогают маленьким, младшие учатся у старших. Воспитатель может помочь разобраться ребятам как пользоваться определённым материалом или предметом, но своё мнение не навязывает. Многие родители интересуются, может ли быть применена система Мантессори дома.
Многие родители интересуются, может ли быть применена система Мантессори дома. Для это придётся немного потрудиться и подготовить всё необходимое. Полный набор пособий купить, наверное, невозможно, да и не нужно. Следует приобрести мебель, подходящую малышу по размеру. Это стол, стульчик, полки. Ребёнок должен иметь возможность удобно сидеть за рабочим столиком, расстелить коврик для игры на полу. Все материалы и поделки разместить на полочке так, чтобы достать или поставить их в любой момент, не прибегая к помощи взрослых. Также, как и воспитатель в детском саду, мама показывает различные действия, которые малыш сам оценивает и повторяет.
Возможны, конечно, и неприятности, например ребёнок может выронить посуду с водой и разлить её. Не следует маме сразу бросаться ему на помощь. Он сам увидит причину ошибки и её последствия. Занятия по системе Монтессори отличаются от обычных тем, что малыш приучается к самостоятельности. Мамочки обычно стараются застегнуть пуговички на одежде, завязать шнурки. В группах Монтессори подобное не приветствуется. Деткам показывают различные действия, но не больше, говорят, что они достаточно взрослые, чтобы справиться самостоятельно.
Есть разные упражнения, позволяющие ребёнку научиться какому-то действию. К примеру можно пересыпать крупу или песок из одной посуды в другую. Сначала взрослый проделывает всё сам, называя предметы и действия. Потом то же самое делает малыш. Когда научится пересыпать крупу, можно переходить к жидкости. Ребёнок с успехом сможет сам налить себе молока или сока в кружку и это будет его достижением. По системе Монтессори маме не стоит хвалить его или ругать, если что-то не получается. Малыш сам оценивает результаты своего труда. Так же учат одеваться и чистить обувь.
Родителям следует помнить, что отдавая ребёнка в детский сад по системе Монтессори, надо предупреждать воспитателей об особенностях характера ребёнка. Робкая девочка нуждается в поддержке взрослого человека и не найдёт себе интересного занятия. С таким ребёнком нужны индивидуальные занятия до тех пор, пока она не научится находить интересное дело самостоятельно. Нельзя исключать и ласковое обращение, заботу и поддержку. Сейчас стараются дополнить данную систему побуждением ребят к творчеству и простым играм, которые тоже необходимы для развития полноценной личности. Многие педагоги считают, что воспитывая детей дома, нужно помнить не только о рациональном, но и о простой материнской ласке, объятиях и поцелуях.
Чтобы заниматься с ребёнком по системе Монтессори, прежде всего нужно подготовить подходящую мебель. Детям должно быть удобно сидеть за столом, переставить его с места на место. Полка так же выбирается так, чтобы малыш мог дотянуться до любого места на ней.
Система Монтессори безусловно подходит для развития самостоятельного человека. Минусы её в том, что маленьким деткам необходимы и неформальные контакты, в том числе и со взрослыми. Наказывать малыша за промахи, конечно не стоит, а вот похвалить в случае успеха обязательно надо.
Комментариев: 0