“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Причины задержки психического развития у детей: принципы их коррекции

задержка психического развития у детей психическая задержка развития у ребенка ребенку задержка психического развития отставание в психическом разв

Задержка психического развития у детей диагностируется примерно в 10 раз чаще, чем 50 лет назад, что связано с ухудшением экологической обстановки и другими внешними факторами, влияющими на будущих родителей.

Задержка психического развития - это диагноз, который ставиться при выявлении значительного круга проблем, спровоцированных разными типами патологических состояний. Своевременное лечение задержки психического развития у детей позволяет устранить проблему частично или полностью.


Психическая задержка развития у ребенка проявляется рядом специфических симптомов, в том числе отсталостью психических, эмоциональных и умственных процессов и способностей. Как правило, у ребенка задержка психического развития диагностируется, когда у него имеет место недостаточный уровень развитости речи, моторики, концентрации внимания, мышления, поведенческой саморегуляции. Примитивность и крайняя неустойчивость эмоционального фона, а также плохая успеваемость в школе в большинстве случаев сопутствуют психической задержке развития.


Согласно статистике примерно 15% современных детей имеют признаки психической задержки развития, причем этот показатель постоянно растет. Далеко не всегда имеет место своевременное диагностирование проблемы, что значительно снижает шансы ребенка на полноценную реабилитацию. Все причины появления задержки психического развития у детей могут быть условно разделены на медицинские и социальные. Для того чтобы правильно проводить коррекцию, следует уточнить, лежит ли проблема в медицинской плоскости или же она требует психолого-педагогической направленной терапии.


Стоит отметить, что отставание психического развития, являющееся следствием медицинских проблем, протекает в более тяжелой форме, так как дети в этом случае нуждаются не только в специальной обучающей и воспитательной программе, но и направленном лечении. Существует масса классификаций медицинских показаний, способствующих появлению психического отставания у детей. Наиболее распространенным медицинскими факторами развития отставания психического развития являются патологические состояния при беременности, которые негативно отражаются на состоянии плода, в том числе токсикозы, инфекции, тяжелые интоксикации, травмы.

Кроме того, спровоцировать отставание развития ребенка в будущем может рождение значительно раньше срока, внутриутробная гипоксия плода, родовые травмы, асфиксия во время родов, генетическая предрасположенность, аномалии хромосомного набора, соматические заболевании, нарушение работы отдельных участков мозга неясной этиологии. Для проведения полноценной реабилитации детей, имеющих отставание психического развития по медицинским показаниям, очень важно выявить точную причину появления проблемы. Эта категория детей в обязательном порядке должна проходить обучение в специализированных учреждениях, учитывающих медицинский диагноз.

Учитывая, что развитие разнообразных психических функций у детей на протяжении активного роста происходит неравномерно, в большинстве случаев ЗПР диагностируется в возрасте 4-5 лет или же во время начала обучения в школе, когда малыш не может справиться с общеобразовательной программой.

Задержка психического развития у детей до года диагностируется, как правило, только при наличии серьезных повреждений мозга, вызванных различными заболеваниями и неблагоприятными факторами во время беременности. Как правило, в этом возрасте задержка проявляется поздней поддержкой головки, недостаточным развитием речи, а кроме того, длительным отсутствием прямохождения. При раннем проявлении патологии возможны нарушения в умственной сфере.

Несмотря на то что в ряде случаев ребенок с ЗПР может почти не отличаться от своих сверстников, в большинстве своем разница видна невооруженным взглядом. Социальные причины задержки психического развития также чрезвычайно разнообразны. Все дело в том, что спровоцировать отставание в психическом развитии у детей может педагогическая запущенность, психологические травмы, изоляция от общения на протяжении длительного времени, неблагоприятные условия социальной среды. Задержка психического развития у детей, вызванная социальными причинами, значительно лучше поддается коррекции, поэтому шанс, что ребенок сможет достичь уровня своих сверстников при правильном психолого-педагогическом подходе, достигает 100%.

Подтверждение диагноза задержки психического развития проводится путем проведения всестороннего обследования специальной комиссией, в состав которой, как правило, входят педиатры, дефектологи, педагоги, детские неврологи, логопеды, психиатры и другие узконаправленные специалисты. Для постановки точного диагноза проводится полный сбор анамнеза, предполагающий анализ условий жизни ребенка, обследование речи и возможностей коммуникации, тестирование моторики рук, а кроме того, нейропсихологическая диагностика. Помимо всего прочего, важным моментом является изучение медицинской карты ребенка для выявления факторов, способных спровоцировать задержку психического развития. При подтверждении наличия задержки развития специальная комиссия также выявляет ее степень и возможности для коррекции и реабилитации ребенка.

В подавляющем большинстве случаев для устранения задержки психического развития требуется обучение в специализированной школе, так как дети с подобными дефектами требуют постоянного внимания педагогов, психологов, логопедов, психиатров и других специалистов. В некоторых случаях устранение проблемы может быть проведено путем посещения коррекционных классов при общеобразовательных школах, но подобное лечение возможно лишь при легкой форме задержки психического развития.

При правильном подходе к общей терапии отставание от норм психического развития может быть преодолено полностью. В зависимости от специфики появления задержки психического развития после освоения основного курса общеобразовательной школы дети могут поступать не только на обучение рабочим специальностям, но и в ВУЗы.

Современные педагогические и психологические методы коррекции позволяют достичь положительной динамики в деле устранения задержки развития у детей с разными дефектами. Правильное и своевременное выявления проблемы - залог успешного лечения.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk