Простые загадки для детей, расширяющие кругозор
Статья кратко описывает процесс создания загадок для детей, попутно отвечая на вопрос, почему ребёнку важно пытаться придумывать свои собственные головоломки и почему людям в любом возрасте необходимо решать задачки на логику.
Прелесть загадок, головоломок и логических задач заключается в том, что все они требуют от ребёнка пытаться находить связи между, казалось бы, достаточно отдалёнными понятиями, нестандартно мыслить и искать иной подход к разрешению той или иной проблемы. Загадки для детей представляют собой упрощённый тип классических головоломок: простейшее слово обычно замаскировано другими, в той или иной степени описывающими его характер, природу и т.д.
И если на классическое «Зимой и летом…» у ребёнка практически наверняка заготовлен ответ, то над решением новых загадок для детей ему придётся изрядно потрудиться. Перед тем, как произнести условие задачки, детям важно напомнить, на что необходимо обратить внимание при решении (если условие допускает несколько вариантов ответа, то это также следует озвучить). В большинстве случаев все загадки строятся, исходя из следующих пунктов:
- Классические основаны на ярком, красноречивом, описании того или иного предмета, часто используемого в быту. Так, в былые времена самовар становился «медным бесом», тележка – «деревянным ездоком», а баня – «жарким райским уголком»;
- Дабы немножко запутать и ребёнка, и взрослых, такие эпитеты присваиваются сразу всем объектам, участвующим в условии задачи, и, как следствие, потребуется сначала понять, что представляет собой тот или иной предмет;
- Зачастую многие неживые предметы отождествляются с реально существующими, им присваиваются какие-то действия (например, шапка спасает от холода в буквальном смысле, а ложка кормит – в переносном).
Многие психологи советуют отталкиваться от предметов естественной природы, не искусственной: загадывать компьютер, принтер и прочие вещи не рекомендуется, так как это заостряет внимание ребёнка на вещах преимущественно одного характера. Дети всегда должны подмечать какие-то особенности животных (например, уникальный окрас шёрстки далматинца), растений (в процессе перерождения розы в шиповник можно увидеть параллель с человеком, который имеет мало друзей и их заботы и ласки) и природы (классический пример – смена весенней одёжки леса на летнюю).
Чтобы быстро придумать загадку для ребёнка необходимо ответить на два основных вопроса и по возможности найти рифмующиеся синонимичные слова, являющиеся ответами. Таковыми вопросами являются:
- Какой предмет (например, солнце – жаркое, небо – бесконечно глубокое, трава – изумрудная);
- Что предмет делает (например, планета – вертится, карандаш – чертит).
Особенностью коротких загадок для детей является то, что их условие обычно помещено лишь в одно предложение (часто, дву- или четверостишие), в котором противопоставлены два ярких отличительных свойства предмета. Например, мухомор одновременно красив и ядовит, петух и заливисто поёт, и спозаранку будит весь народ, а арбуз – ягода, что одновременно сладка и велика. Когда ребёнок слышит такие приятные уху задачки, они, во-первых, не кажутся такими неразрешимыми, а во-вторых, легко запоминаются и позволяют ему подумать над ответом даже по прошествии продолжительного времени.
Лучшая загадка – это та, которая, на первый взгляд, описывает ту или иную вещь достаточно подробно, но таким способом, что все мысли ребёнка будут направлены в совершенно другую область. В этой области зачастую очень помогают омонимы, то есть, слова, которые одинаково и пишутся, и произносятся, но обозначают разные предметы (например, «замок»).
В последнее время всю большую популярность приобретают «обратные» загадки, которые помогают ребёнку развить навык мышления «от противного». В условии такой головоломки обычно указывают посторонние предметы, часто, совершенного другого характера или степени проявления, но при этом имеющие какое-то схожее свойство. Например, можно сравнить старика с туманом: оба седые (седовласые, серебристого окраса и т.п.). Обратный же характер загадки заключается в том, что называя оба предмета, необходимо указать на явное различие между ними. То есть, если загадан туман – он не может натопить баню, дед – расстилаться по всей земле.
Существует ещё один метод описания загаданных предметов, поэтапный. Суть его сводится к тому, что один и тот же предмет максимально полно раскрывается подетально: например, автомобиль можно спрятать так:
- Колёса сравнимы с несколькими «тягачами», что вращаются и в ту, и в другую сторону;
- Тяжёлый корпус машины – металлическая оболочка какого-либо цвета;
- Звук, издаваемый из выхлопной трубы, можно сравнить с маленькими громом, спустившимся с небес;
- А дверь – словно приглашение войти внутрь и улечься на маленький диван.
Наконец, последний способ создания загадки – комбинированный, сочетает в себе свойства описанных выше задачек. Он является одним из самых распространённых, поскольку позволяет рассмотреть предмет с нескольких сторон вследствие большого числа характеристик. Так, возможно описать бульдозер сразу с нескольких сторон путём его сравнения с могучим воином: он одновременно одет в тяжёлую броню тёмно-серого и жёлтоватого оттенка, при этом очень бодро передвигается, но лишь вдоль и поперёк. Далее рекомендуется дать ребёнку несколько минут на обдумывание (в данном случае подходит несколько предметов: трактор, комбайн и танк), дабы он смог перебрать в голове все подходящие варианты. После этого конкретизировать поиск, обозначив действие бульдозера, а именно, выравнивание площадки.
При этом можно решать загадки одновременно, это даже веселее. Реализуется на практике это следующим образом: сразу после того, как ребёнок подобрал несколько вариантов, подходящих под изначально заданные условия, необходимо, чтобы он сам попробовал описать предметы с помощью какого-либо метода, то есть, попросить его сузить область поиска и обозначить сферу его действия. Такой нестандартный подход хорош тем, что ребёнок будет стараться сделать условие ещё более запутанным, нежели прежде, а это прекрасно развивает логическое мышление.
Важно отметить, что решать загадки должны как взрослые, так и дети: логическое мышление является во многом фундаментальным для работы мозга в целом, а в игровой форме его развивать гораздо интереснее. Детям постарше уже рекомендуется загадывать задачки из программ типа «Что? Где? Когда?».
Если дети испытывают определённые трудности с решением той или иной задачки, необходимо подсказать ему лишь направление правильного движения, но ни в коем случае не говорить сразу же ответ. И если по прошествии значительного промежутка времени, ребёнок просит помощи, то следует показать ему всю логическую цепочку, приводящую его от условия к правильному ответу.
Комментариев: 0