“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Проверка психологической готовности детей к школе: помощь родителям

психологическая готовность детей к школе психологическая готовность к школе это психологическая готовность ребенка к школе проверка готовности ребе

Психологи и педагоги убеждены в необходимости проверки готовности ребенка к школе. Накопленные знания не являются единственным показателем способности к учению, нужна психологическая готовность детей к школе.

Обычно к началу школьного периода 6-7 летние малыши уже показывают хороший уровень развития. У них накоплен значительный объем познания и навыков, активно формируется произвольная память, мышление и воображение. Они способны слушать, всматриваться в детали, запоминать и анализировать. В этот момент родителям важно определить, какие умения их ребенка достаточно развиты, а к каким еще нужно приложить усилия.


Многие родители прикладывают значительные усилия, чтобы заполнить голову своего ребенка всевозможными знаниями, считая, что это поможет ему хорошо учиться в школе. Специалисты же путем исследований доказывают, что не это является основным фактором успешной деятельности школьника, а психологическая готовность ребенка к школе. Вот чему нужно уделять особенное внимание.


Подготовленность к учебе - это физическое и психологическое состояние малыша на момент поступления в первый класс.


Психологическая готовность определяется свойствами личности ребенка, необходимыми для учебы, и способностью к быстрой адаптации в школе. Две основные сферы психологической готовности – это личностная и интеллектуальная.

Личностная готовность

С одной стороны, она включает в себя интерес ребенка к учебе и получению новых знаний, а с другой - умение общаться со взрослыми и сверстниками. У ребенка должны быть навыки общения с незнакомыми людьми. До школы родителям нужно наблюдать, как их ребенок умеет знакомиться с людьми, на какие темы ему легче общаться. У него должны быть достаточно развиты такие навыки общения, как приветствие при встрече, прощание при расставании, благодарность.

Все эти навыки общения легче приобретаются в сюжетно-ролевых играх. В этих играх существуют правила «плохо» - «хорошо», «можно» - «нельзя»; ребенок учится взаимодействовать с детьми и начинает осознавать себя, свою индивидуальность среди сверстников. Поэтому от родителей требуется много мудрости, чтобы сформировать у своего ребенка здоровую самооценку.

Недопустима негативная оценка ребенка относительно его личности: «ты плохой», «ты врун» и так далее. Чтобы не повредить его самооценке, корректировать нужно сам поступок, действие: «твой обман огорчил меня».

Психологическая готовность детей к школе формируется отношением взрослых. Тем, кого постоянно критикуют за неудачи, будет трудно учиться в школе из-за страха ошибиться и услышать критику.

Родители могут формировать у своего ребенка положительное ожидание учебы, интерес к встрече с новой информацией на уроках. В этом и состоит психологическая готовность к школе – это радостное предвкушение школьной жизни. Ребенок не должен слышать от взрослых негативные высказывания в адрес учителей или друзей, идущих с ним в школу, лучше - вообще никаких оценок не делать. Все это может помешать не только успешной учебе малыша, но и его дальнейшей жизни.

Общение в школе может вызвать у ребенка затруднения, особенно если родители не заложили фундамент для этого. Например, они могут не разрешать ему дружить с некоторыми ребятами, которые, по мнению родителей, не подходят их чаду, также могут не приветствуют коллективные игры, остерегаясь конфликтов. Было бы лучше научить его общаться в разных ситуациях, уступать, договариваться, разрешать конфликты, сопереживать и радоваться чужим победам.

Интеллектуальная готовность

Проверка готовности ребенка к школе включает и показатель уровня детского мышления, памяти, речи, развитие моторики. Интеллектуальный уровень виден в кругозоре дошкольника, в его умении организовывать себя хотя бы не некоторое время, способность слушать, выполнять несложные задания. Чтобы у него была развита пытливость ума, интерес к исследованиям, родители должны давать малышу свободу действовать по своему усмотрению в определенных случаях, что удовлетворяет его любознательность.

Например, если ребенку интересно узнать, что внутри игрушки, можно дать старую и позволить заглянуть в ее невидимое «нутро»; ребенок удовлетворит свое любопытство. Особенно полезно позволять ребенку совместное со взрослыми дело (в кухне, во дворе).

Ему должно быть интересно копировать действия старших; пусть он даже сделает это неуклюже, но с удовольствием. Это позволит ему присоединиться к «важным» делам родителей. В такой деятельности он познает, из чего состоит этот мир, как он устроен. У маленького исследователя проявляется интерес к новым познаниям. Его интеллект разовьется быстрее. Именно этот показатель говорит о готовности дошкольника к усвоению школьной программы и дает перспективу успешного обучения. Поэтому родителей должны больше беспокоить не экстраординарные познания ребенка, которые могут оказаться невостребованными в школе, а развитость мышления, пытливость и способность взаимодействовать с окружающим его миром.

Определять готовность ребенка к школе нужно не перед самым поступлением в школу, а примерно за год до этого. Накануне принятия малыша в школу с ним проводят тестирование, собеседование; педагоги и психологи констатируют факт достаточной или слабой подготовленности. Лучше родителям определять психологический уровень своего малыша заранее.

Итак, психологическая зрелость дошкольника показывает его явную мотивацию к учебе и жажду новых познаний. Это во-первых. Во-вторых, ребенок должен уметь действовать в заданных условиях, придерживаясь определенных правил, даже если ему не очень этого хочется. В-третьих, малыш должен уметь и быть готовым общаться со взрослыми, а также быть способным контактировать в разных ситуациях со сверстниками; разрешать простейшие конфликты, договариваясь. И в-четвертых, речевое общение должно быть уже на том уровне, когда он может вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них, свободно пересказывать небольшой текст.

Интересный факт, что если ребенка настраивать исключительно на успехи в учебе, то проблемы будут неизбежными. Настрой ребенка на то, что он будет в школе лучше всех, или на то, что ему в начальных классах нечего будет делать, потому что он умнее остальных, может оказаться плачевным для него. Такой ребенок обычные школьные неудачи переживает болезненно, что может вызвать даже невроз.

Если родители увлечены всем, что интересует малыша, и настроены развернуто и доходчиво отвечать на его тысячу «почему», это разовьет его природную любознательность. У ребенка сложится правильное понимание, что школьная жизнь, хотя и не простая, но полна достижений и побед. Здоровая мотивация поможет ему вовлечься в учебный процесс и наладить общение с новыми знакомыми.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk