Саморазвитие ребенка: технология Монтессори
Технология Монтессори живет и здравствует уже больше века и несмотря на новые педагогические технологии она имеет право на дальнейшее применение. Наверное, потому что технология саморазвития Монтессори продиктована жизнью.
Несведущему в вопросах воспитания и образования человеку может показаться, что методы личностно-ориентированного образования - прерогатива современности. Однако технология Монтессори зародилась еще в конце XIX века, когда в обучении детей использовалась лишь муштра.
Опыт детского врача из Италии Марии Монтессори формировался с юных лет, как только девушка попала на свою первую медицинскую практику с детьми, имеющими ограниченные способности. На тот момент ей было всего 16 лет.
После знакомства с биографией Монтессори становится понятно, как ей удавалось пробивать "стены" непонимания и невежества в вопросах развития детей того времени. Женщинам в принципе вообще был закрыт доступ к серьезному образованию, но ее приняли в мужскую гимназию, где изучались технические науки. Когда решила стать врачом, что было доступно тоже только мужскому населению, воплотила в жизнь и эту мечту.
Так, шаг за шагом, Мария начала усердно изучать труды известных психиатров, пока не пришла к выводу, что ограниченность умственной сферы детей с отклонениями следует преодолевать не в клинике, а педагогическими методами. Постепенно ее разработки в области создания необходимой воспитательной среды расширились и технология М. Монтессори получила дальнейшее развитие среди здоровых детей.
Возможно, кому-то покажется несправедливым, что человек, отдавший родного сына на воспитание в интернат, достоин всемирного признания достижений в области воспитания и развития детей. Но Марии, чьи идеи не поддержал близкий человек и семья не сложилась, ничего не оставалось, как отдать все свои знания и опыт чужим детям.
Нельзя сказать, что она оставила сына совсем, ведь интернат - не детский дом, и, будучи взрослым сын Монтессори стал ее первым другом и единомышленником. После 20 лет серьезной практики, в 1929 году, именно со своим сыном Мария организует AMI (Международная Монтессори Ассоциация) , которая действует и по сей день.
Этому событию предшествовала интенсивная работа в детском доме, руководителем которого была сама М. Монтесори. Там, с 1907 года, Мария внедряла свою технологию, получившую название "технология саморазвития Монтессори". Спустя всего 2 года после открытия этого заведения к ней потянулись педагоги.
Как только открылась школа М. Монтессори для обучения педагогов данной методике, на курсы приехали представители Франции, Великобритании, соотечественники из Италии. Была в 1909 году среди педагогов других стран и представительница из России - Юлия Фаусек, которая позже открыла на Родине детский сад.
Главный принцип воспитания ребенка технологии Монтессори - добровольная дисциплина, или дисциплина в свободе. Он принципиально отличается от привычного понимания дисциплины, когда ребенок тих, безропотен и малоподвижен. Детей учат находить ту грань между личным удобством и удобством других.
Активность действий поощряется воспитателем, но они направляются в нужное русло, чтобы это не нарушало свободу других детей. Здесь нет четкой организации занятий, когда дети строем пришли, сели за столы и начали заниматься все одним и тем же. У каждого есть свое место и свое дело по их интересам. Правила есть, но они понятны каждому ребенку, почему не нужно поступать так или иначе.
Технология саморазвития М. Монтессори предполагает развитие каждого ребенка в максимальном для него темпе. Детям в группе позволяется выполнять любую работу "по дому", которую не каждая мама доверит своему малышу. Как правило, взрослые в спешке норовят все сделать за ребенка, чтобы потом не пришлось переделывать. В детском саду, где применяются методы Монтессори, ребенку разрешают сидеть за шнурованием ботинок столько, сколько ему угодно. Ведь он старается научиться. И не беда, что чашка плохо помыта или грязь на столе размазана - он ведь старался помочь, вытирал. Все это, после, переделают взрослые, но спокойно, без окриков и упреков.
Игрушки и развивающие материалы нацелены на то, чтобы ребенок практически ощутил окружающий мир: тактильно, сенсорно или абстрактно. Для развития мелкой моторики и ловкости рук предусмотрены такие предметы для игры, где можно пересыпать, переливать, сортировать по весу, размеру, форме. И не беда, если первый раз ребенок пролил. Его никто за это не ругает, потому как дети в таком случае и так расстроены.
Зона сенсорного восприятия дает возможность развивать чувства: осязание, зрение, вкус, а математическая дает первые познания в символике, счете, математических действиях. Языковая зона предназначена для усвоения букв, новых слов. Ребенок может воспользоваться перемещающейся азбукой или нарисовать пальчиком букву на рассыпанной манной крупе.
Все зоны вместе являются подготовительной средой для дальнейшего развития ребенка. Они дают возможность почувствовать восприимчивость и склонность к тому или иному виду деятельности. это не значит, что детей заставляют в группе поочередно мыть за собой посуду, писать, считать. Ребенок сам выбирает привлекательную для себя зону, но каждую из пяти он со временем пребывания в группе опробует.
Как считает Монтессори, впитывающий разум ребенка сам себя развивает, если есть для этого специальная среда. Ему интересно все увидеть, потрогать, ощутить на себе. И задача воспитателей в таких группах - не сделать за ребенка, а помочь ненавязчиво сделать самому.
Комментариев: 0