Секреты развития по Монтессори: работа с детской речью в домашних условиях
В системе Монтессори развитие речи детей идет неразрывно с прививанием и совершенствованием ряда других навыков - мелкой моторики, письма и т. п. Методика развития речи в домашних условиях подразумевает наличие некоторых пособий.
Развитие детской речи - пожалуй, одна из важнейших вещей, которые начинают беспокоить родителей едва ли не с момента появления их крохи в сей мир. Ведь то, в какой мере наличествует именно этот навык, считается одним из главных показателей интеллекта и способности малыша к восприятию информации и взаимодействию с окружающим миром.
Мамы и папы - в особенности первые, - кажется, бесконечное число раз готовы сверять умения собственного отпрыска по всевозможным специальным таблицам, констатирующим, к какому возрасту и что обязан уметь их отпрыск. Любое "отклонение" от эталона воспринимается порой едва ли не как вселенская трагедия (ибо больше всего переживаний доставлял бы родителям факт, что их дитя - "не такое, как все", "неполноценное" и т.п.).
Между тем, если у ребенка не имеется каких-либо органических поражений мозга и прочих органов, задействованных в звукопроизношении и мышлении, развитие этих навыков по большей части зависит от самих родителей. Их полноценное общение с чадом, неустанность в рассказах ему об устройстве окружающего мира и др. сыграют здесь наибольшую роль. Иными словами, ключом к тому, чтобы превратить малыша к соответствующему возрасту в настоящий "словесный фонтан", станет верно подобранная стратегия и методика развития речи. Здесь стоит обратить внимание в особенности на те наработки, которые уже существуют в педагогике.
Возможно, кто-то из взрослых сочтет наиболее приемлемой для своего отпрыска весьма популярную во многих уголках мира систему, придуманную Марией Монтессори. Итальянский врач и педагог, создатель специализированных детских групп, в которых она в полной мере применяла разработанную ею методику, видела главную цель наставников и родителей не в том, чтобы "воспитывать" юных членов общества, - а лишь мягко, ненавязчиво подталкивать их к реализации заложенного в них потенциала в плане когнитивных способностей и стремления к независимости, самостоятельному постижению окружающего мира.
Стоит отметить, что в системе Монтессори развитие речи тоже представлено в качестве одной из задач с наибольшей степенью важности для крохи. К слову, изначально данная методика была разработана для лучшей социальной адаптации ребятишек, у которых имелись те или иные отклонения в психическом/физическом здоровье - в том числе и вербального плана. Здесь Марией были применены "ноу-хау", не утратившие актуальности и доселе. Будучи специалистом в медицинской сфере, она отлично осознавала, что во многом подобные навыки зависели от мелкой моторики, и потому направляла главные усилия на развитие оной.
Усилия Марии Монтессори не прошли тогда зря. Еще самый первый опыт показал, что благодаря сенсорному воздействию на нервные окончания - в основном на кончиках пальцев и ладошках, у ее воспитанников отлично развивались мозговые функции, и даже еще до школьного возраста они овладели чтением, счетом и письмом быстрее многих своих сверстников.
Как отмечено выше, развитие по Монтессори в речевом плане предусматривает некий комплексный подход. Здесь помимо более или менее привычных многим материалов, способствующих обогащению детского лексикона, присутствуют всевозможные средства для стимулирования моторики. Впрочем, зачастую и те, и другие функции бывают объединены в одном каком-нибудь пособии. Пример тому - шуршащие буквы или подвижный алфавит. В целом, чтение, речь и письмо с помощью таких средств тренируются одновременно и неотделимо друг от друга.
Все здесь не представляет особой сложности, а потому, при соответствующем настрое родителей и принятии ими основных принципов системы Монтессори, возможно заниматься такого рода речевыми тренировками собственного отпрыска дома. Один из первейших методов, которые используются для развития таких навыков, - рисование на рассыпанном на доске либо на стекле песке или очень мелкой крупе (вроде манки). Подобное времяпрепровождение стимулирует психомоторное развитие в целом, а не только вербальную функцию мышления.
Следующим этапом можно назвать игры с буквами. Вернее - знакомство с такими символами. Обычно в педагогике Монтессори для этого используются специальные бумажные либо картонные квадратики: красные - для гласных, голубые - для согласных. Сами буквы, прикрепляемые на них, изготавливаются из шуршащей бумаги. Впрочем, возможно их выполнение из любого другого сенсорного материала - к примеру, пушистой проволоки. Главное - чтобы те были неровными на ощупь. Это важно для того, чтобы осязание малыша тоже работало, и пальчики "запоминали" очертания символов. (Такой навык затем пригодится в освоении письма.)
Впрочем, такие упражнения без добавления остальных хороши лишь примерно до двух-трех лет. Далее необходимо и освоение лексики и разговорной речи. Ребенок для гармоничного развития нуждается в ведении с ним игр-вопросов и игр-разговоров. Такие варианты времяпрепровождения обучают его ведению диалогов (без коих невозможна коммуникация в обществе), принципам повествования. Чаду при этом требуется, чтобы его не просто выслушивали и не оставляли без ответов его вопросы (особенно в тот самый "возраст почемучек" - свыше четырех лет отроду), но и всячески споспешествовали ему в адекватном выражении мыслей.
Весьма существенно, насколько правильна и грамотна речь самого взрослого, с которым дошкольник большую часть активного времени дня пребывает. Стоит помнить, что стиль высказывания юного члена общества станет именно таким, как он усвоит от старших в дошкольном возрасте. В дальнейшем для искоренения каких-либо "вредных" речевых привычек (вроде употребления слов-паразитов и т.п.) понадобится тонна усилий.
Словом, самое главное для правильного развития детской речи - работа взрослого над собственными высказываниями. Кроме того, следует трудиться и над психомоторным развитием чада и параллельно обогащать его лексикон красивыми словесными конструкциями и грамматически верными формами.
Комментариев: 0