Советы для родителей, если ребенок не может научиться читать
Ситуация, когда ребенок не может научиться читать в течение длительного периода времени, является довольно распространенной, поэтому многим родителям будет полезно узнать несколько эффективных приемов обучения чтению.
Дело в том, что данная проблема в абсолютном большинстве случаев является надуманной, ведь всему виной слишком рано начатое обучение ребенка либо неправильная подача материала, так как многие родители привыкли переоценивать собственные педагогические возможности и таланты.
Чаще всего ребенок не может научиться читать в том случае, если родители начали процесс обучения слишком рано, считая, что малыш идеально знающий алфавит уже готов соединять его буквы в отдельные слоги и слова. Да, безусловно, существует множество эффективных способов, как помочь ребенку научиться читать, адаптированных для любого возраста, однако далеко не каждая кроха имеет склонность к раннему обучению и абсолютное большинство детей созревает для чтения ближе к 5-6 годам, что является абсолютной нормой. Это вовсе не означает, что шансы научить читать трех- или четырехлетку стремятся к нулю, просто этот процесс может растянуться на очень долгий период и в итоге полностью вычитаться малыш сможет только ближе к школе. В итоге, то на то и выйдет, если не учитывать тот фактор, сколько усилий и нервов уйдет на ранее обучение, ставшее скорее некой данью модным тенденциям последних лет. При этом не стоит воспринимать данную информацию, как руководство к полному бездействию вплоть до пяти лет, ведь к этому возрасту малыш должен четко знать весь алфавит, изучать который рекомендуется уже с трех лет.
Однако и тут не все так просто, ведь большинство родителей принимаясь за изучение алфавита вместе с крохой совершает одну и ту же грубейшую ошибку, которая впоследствии мешает ребенку правильно соединять буквы в отдельные слоги. Дело в том, что многие мамы и бабушки привыкли действовать по старинке, заставляя учить ребенка название буквы, а не ее звук. И если для гласных букв это еще приемлемо, так как их название и звук полностью совпадают, то звучание и наименование согласных очень сильно отличаются между собой. В качестве примера можно привести букву "Б", название которой звучит как "Бэ". В итоге, выучив название буквы, а не ее звук ребенок не может сообразить, почему, например, объединяя её в слог с буквой "О", должно получиться не "Бэ-о", а "Бо". И даже если переставить буквы местами, в результате чего гласная будет идти перед согласной, может возникнуть точно такая же проблема, ведь малыш будет говорить "О-бэ" вместо положенного "Об". Именно поэтому педагоги настоятельно рекомендуют изучать не название букв, а их звуки, не стоит переживать по поводу того, что малыш не будет знать их наименований, ведь эту ситуацию можно исправить уже ближе к школе, когда он начнет хорошо читать.
Данный прием поможет в значительной мере ускорить усвоение дошколенком соединения слогов, хотя не стоит отказываться и от других вспомогательных методик и способов, как научить быстро читать ребенка, притом что не исключен и комплексный подход к проблеме.
На сегодняшний день существует масса развивающих игрушек, которые помогут сделать процесс обучения более эффективным. В качестве примера можно привести интерактивный плакат, на котором размещена специальная сводная таблица гласных и согласных, на пересечении которых образуются слоги. Вся суть этой таблицы сводится к тому, что при нажатии на тот или иной слог из встроенного динамика раздается его название, в результате чего малыш сможет сам изучать различные комбинации. Есть у этого метода и ряд существенных недостатков, ведь обилие букв и их сочетаний на плакате создает определенную суматоху в сознании ребенка, да и заниматься самому по такой доске ему очень быстро наскучит. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют использовать такие гаджеты только в качестве вспомогательного средства для обучения чтению. Что же касается основного приема, то эффективнее всего соединять с ребенком отдельные буквы в слоги "вручную", используя всевозможные игровые методики.
К примеру, очень неплохо зарекомендовало себя такое обучающее упражнение в игровой форме, как "Паровозик". Для этого необходимо на листке бумаги выписать в вертикальный ряд все гласные (лучше по порядку), приставив к самой верхней из них кубик или бумажный квадратик с любой согласной. Вся суть этого простого, но очень действенного приема, заключается в том, что по мере продвижения согласной вниз с обязательной остановкой возле каждой гласной и громким произношением вслух образовавшегося слога, ребенок постигает сам принцип соединения. После того как будет закреплены все слоги с одной согласной, выбирается новый кубик или квадратик с другой и так по порядку. Следующий этап предполагает выписывание в вертикальный ряд всех согласных букв и приставление к ним гласных. И точно также "паровозик" должен двигаться вниз, соединяясь с каждый вагончиком и образуя новый маленький "подвижной состав" (слог). Усвоить соединение букв в слоги поможет и специальная магнитная доска с крошечными буковками, знаками препинания и циферками со встроенными магнитиками, которая внешне очень сильно напоминает школьную, но только в миниатюре, хотя это обучающее приспособление также рекомендуют использовать как вспомогательное.
Главное в этом вопросе суметь сохранить легкую игровую атмосферу, иначе ребенок будет быстро уставать, а в итоге и вовсе откажется от процесса обучения. Кроме того, родители должны подыгрывать дошколенку, любезно соглашаясь выполнять не только роль учителя, но и ученика.
Например, для того чтобы закрепить пройденный материал, можно обыграть ситуацию так, чтобы в итоге кроха задавал вопросы маме или папе, а не наоборот, притом что вовсе не обязательно давать на них правильные ответы, ведь тогда ребенку придется более глубоко анализировать информацию.
Комментариев: 0