“ Ребенок - это твое сердце, которое ходит отдельно ”

Способы наказания детей в семье

наказание детей наказание детей в семье как воспитывать детей без наказанияСпособы наказания детей в семье

По сей день не утихают споры о том, является ли наказание детей неотъемлемой частью воспитания или можно вполне обойтись без столь радикальных мер, прибегая к более демократичным приемам.

Порой крайне сложно определить, где проходит та тонкая грань между насилием и справедливым, а самое главное эффективным наказанием, ведь в этом непростом деле можно зайти очень далеко, особенно, если все применяемые старшими приемы оказываются недейственными.


Как правило, выделяют два типа наказания детей, первый из которых предназначен для принуждения их к чему-либо, в то время как второй применяется, как своего рода кара за совершенную ребенком провинность. При этом абсолютное большинство современных родителей все чаще интересуются тем, как воспитывать детей без наказания, ведь так хочется растить кроху в любви, заранее исключив любой риск получения им психологической травмы. Тем не менее, стопроцентное воплощение этой мечты в реальность зачастую становится невозможным по целому ряду причин, да и далеко не каждый ребенок может похвастаться спокойным, покладистым характером, а это значит, что родителям все равно придется прибегать к наказанию, пусть даже и в самой примитивной его форме. Другое дело, что наказание ни в коем случае не должно быть физическим, так как эффективность подобных воспитательных мер крайне сомнительна и она, как правило, не дает ничего, кроме обиды и озлобленности ребенка на родителей.


Мало того, взрослые должны помнить, что у многих детей эти психологические раны остаются на всю жизнь и по мере взросления они только усиливаются, в результате чего может произойти полное отторжение уже повзрослевшего чада от его нерадивых родителей, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И тут, возникает главный вопрос о том, каким должно быть наказание детей в семье, чтобы коррекция их поведения становилась возможной, но без перехода за так называемую "красную линию". Отвечая на него, следует в первую очередь рассмотреть те случаи, когда принуждение оказывается неэффективным и ребенок категорически отказывается идти спать, делать домашнее задание, становиться в угол или выполнять любое другое поручение старших.


И если весь процесс превращается в настоящую борьбу между упрямым чадом и старшими, то последние должны отказаться от этой затеи, которая с высокой долей вероятности дойдет до криков, шлепков и любых других проявлений агрессии, в пользу более эффективного метода коррекции. Как правило, им является временное лишение ребенка чего-то очень для него важного. Это может быть любимая игра или игрушка, запланированный ранее поход в цирк или ресторан, поездка в красивое место, покупка домашнего животного, сладостей и прочее, тому подобное. Примечательно, что порой достаточно всего-навсего забрать у крохи планшет на два-три дня, как его поведение становится "шелковым".

Одной из самых распространенных ошибок, которую совершает абсолютное большинство родителей, заключается в том, что они напрочь забывают о поощрениях за хорошее поведение. А ведь лишняя похвала на выходе из кризиса может сослужить колоссальную службу, автоматически настраивая кроху на единственно правильную модель поведения.

Кроме того, многие взрослые в силу своей чрезмерной занятости, быстрой смены настроения или мягкости характера, грешат тем, что не выдерживают заранее обозначенных ими самими сроков наказания или же отказываются от собственных угроз, практически моментально сменяя гнев на милость. Между тем, такие "эмоциональные качели" не только не способствуют воспитательному процессу, но и напротив, всячески препятствуют ему, делая психику ребенка неустойчивой и нестабильной. Схожая ситуация имеет свойство наблюдаться и тогда, когда один родитель наказывает малыша, стараясь растить его в строгости и приучать к дисциплине и режиму, в то время как другой, напротив, всячески потакает его капризам и желаниям. В итоге ребенок может вырасти нервным, капризным и неуравновешенным, ненавидя родителя, который пытался держать его в строгости и не уважая того, кто позволял баловаться и не слушаться.

Еще одна ошибка заключается в бурном обсуждении всех возможных способов воспитания в присутствии ребенка, ведь он не должен слышать подобных речей, иначе смысла в них не будет никакого. Не стоит обсуждать минусы характера собственного ребенка и со своими друзьями, ведь он может услышать это и результат может принять самый неожиданный характер. Важно понимать, что громкий крик не только не поможет исправить неприглядное поведение ребенка, но и напротив, только усугубит его в дальнейшем, так как со временем кроха просто перестанет реагировать на спокойный тон и сможет воспринимать только повышенные интонации, что совсем неправильно. Если же справиться с капризами малыша без криков и угроз становится невозможно, то родители могут попробовать такую "тяжелую артиллерию", как полное игнорирование.

Так, порой достаточно просто перестать разговаривать с ребенком, предварительно предупредив его об этом, чтобы он одумался уже в ближайшее время. При этом следует учитывать особенности характера малыша, ведь если один ребенок не выдерживает и пяти минут такого тяжелого психологического прессинга, начиная просить прощения и обещать больше не вести себя подобным образом, то другому может понадобиться от нескольких часов до целого дня. Кроме того, не следует злоупотреблять подобными приемами, помня но том, насколько сильное влияние они способны оказывать на психику ребенка. То есть, прибегать к "игре в молчанку" по-взрослому следует исключительно в крайних случаях, когда другие методы воздействия оказываются неэффективными.

Если же ребенок по-настоящему неуправляем и не поддается ни одному из всех доступных методов коррекции, что, к сожалению, также довольно часто встречается, то родители должны незамедлительно обратиться к помощи квалифицированного специалиста по детской психологии.

И вовсе не обязательно, что речь пойдет о каком-то тяжелом отклонении, ведь порой всему виной становится кризис определенного детского возраста или такое явление, как гиперактивность, когда ребенок просто не способен ни секунды усидеть на месте, в результате чего его поведение приобретает неконтролируемый характер.


Оцените статью:

Комментариев: 0

Комментарий:


Интересно!
tw fb vk