Упражнения Монтессори: материалы, которые вам понадобятся
В настоящее время огромной популярностью пользуется система Марии Монтессори. Материалы, которые используются для занятий, довольно просты. Карточки "Монтессори" позволяют развить у ребенка определенные способности.
В последнее время огромной популярностью пользуется известная всем система Монтессори. Материалы, которые используются для обучения детей, очень просты и недороги. В то же время они помогают развить у ребенка определенные способности.
Система "Монтессори" была изобретена очень давно педагогом Марией Монтесори. В России данная система появилась впервые в 1913 году. Тогда ее с успехом применяли в дошкольных учреждениях. Немного позднее обучение по данной программе было запрещено. В то время правительство стремилось сделать всех людей одинаковыми, а система "Монтессори" противоречила такой идеологии. Повторно данная программа начала появляться в дошкольных и общеобразовательных учреждениях России в 1990 году.
В настоящее время многие родители знают о том, что такое сенсорика "Монтессори" или золотая бусина "Монтессори". Основным правилом, на котором основана программа, является недопустимость вмешательства педагога в выбор занятий для воспитанника. Ребенок заходит в класс и сам выбирает, чем ему в настоящий момент хочется заняться. Педагог должен внимательно наблюдать за игрой и вмешиваться в процесс лишь тогда, когда это необходимо. Учителю нужно научить ребенка правильно обращаться с теми или иными материалами, играть в ту или иную игру. Далее воспитанник должен сам изучать все новые предметы. Ребенок при этом проявляет самостоятельность и это очень хорошо.
В настоящее время существует очень много дидактических материалов, которые помогают обучать детей по программе "Монтессори". Своими руками сделать многие наглядные пособия очень просто. Система Марии Монтессори существует уже более 100 лет. Во времена ее изобретения в магазинах не было такого многообразия обучающих материалов, как сейчас. Именно поэтому в данной программе используются самые простые наглядные материалы, которые можно найти в каждом доме.
Самое доступное и популярное упражнение "Монтессори" - пересыпание сыпучих продуктов из одной емкости в другую. Для того, чтобы ребенок мог выполнить данное упражнение самостоятельно, нужно поставить на полку две емкости и что-то из сыпучих продуктов. Это может быть рисовая, гречневая крупа, сухие макаронные изделия. Также можно использовать и песок, но с песком работать очень неудобно. Ребенку нужно пересыпать несколько раз продукт из одной емкости в другую. Можно положить в емкость с крупой какие-то мелкие предметы.
Дети с удовольствием принимаются за поиск предмета, спрятанного в крупе. Данное упражнение позволяет развивать мелкую моторику, внимание и другие ценные качества. Как правило, в каждом классе "Монтессори" педагоги предлагают воспитанниками сразу несколько видов материалов, чтобы каждый ребенок мог выбрать свою развивающую игру.
Многие педагоги уверяют, что для малышей нет ничего лучше программы "Монтессори". Материалы своими руками можно изготовить и дома, чтобы ребенок мог развиваться и за пределами игровой комнаты. Все материалы достаточно просты в изготовлении.
В настоящее время очень много частных детских садов применяют программу "Монтессори". Упражнения, которые предлагают преподаватели, достаточно эффективны. При этом педагоги позволяют каждому малышу выбирать только те упражнения, которые больше всего соответствуют его потребностям и желаниям.
Кроме занятий с сыпучими материалами в программе "Монтессори" очень широко применяются упражнения с водой.
Как правило, для таких игр, в учебном классе отводится определенная зона. Педагоги предлагают детям совершать различные манипуляции с водой : наливать ее из лейки в чашки, переливать из одной емкости в другую, подкрашивать красками. Ребята с огромным удовольствием возятся с водой. Особенно эти упражнения подходят гиперактивным детям, так как такая деятельность позволяет им успокоиться и сконцентрировать внимание на одном деле.
Еще одним популярным упражнением является развивающая игра с применением пустых бутылок с крышками. При этом все бутылки должны быть разной величины. Их необходимо освободить от крышек и дать ребенку возможность самому найти, какая крышка подходит к определенной бутылке. Это простое упражнение очень хорошо развивает логическое мышление.
Еще одной интересной игрой является сопоставление предметов разного цвета, формы. Малышам предлагают несколько одинаковых предметов разных цветов. Их задача - рассортировать предметы по цветам. Педагоги также показывают воспитанникам различные геометрические формы предметов. При этом они используют самые простые материалы. Это могут быть фигурки, вырезанные из цветной бумаги, либо даже какие-то простые предметы, встречающиеся в бытовых условиях.
Можно предложить малышам пощупать несколько видов тканей. К примеру, можно взять для этого лоскуты шелка, шерсти, клеенки. Изучая каждый материал, педагог должен рассказать детям, какие тактильные ощущения возникают у него при соприкосновении с лоскутами. Дети очень быстро усваивают такие уроки и применяют полученные знания в быту. Они у же смогут отличить гладкую поверхность от шершавой, мокрую от сухой и так далее.
В системе "Монтесори" также активно применяются упражнения, в которых детям нужно надеть кусочки материала с прорезью на пуговицу, нанизать бусины на веревку, застегнуть замки. Все это развивает мелкую моторику и сообразительность. После каждого занятия дети убирают все учебные материалы в сторону, чтобы приступить к другой развивающей игре.
Карточки "Монтессори" педагоги могут изготовить и самостоятельно. Для этого нужно всего лишь вырезать из журналов изображения животных, растений. Дети с удовольствием разглядывают красочные учебные пособия, а задача воспитателей - объяснить, что изображено на каждой картинке.
Дидактический материал М. Монтессори очень прост. Учебные пособия, которые были предложены знаменитым педагогом, применяют с детских садах и других учреждениях до сих пор. Несмотря на то, что некоторые упражнения довольно просты, они очень эффективны и позволяют развивать способности каждого ребенка.
Комментариев: 0