Занятия Марии Монтессори: оборудование, которое должно быть в доступе
Обязательное условие занятий по технологии Марии Монтессори – это так называемые Монтессори-материалы, которые, образно говоря, являются для ребенка ключем к окружающему миру. Что представляет из себя Монтессори-оборудование ?
Как педагог, Мария Монтессори добилась удивительных результатов в обучении сенсорики и моторики детей, а также в развитии у малышей навыков письма, счета и чтения. Все это было бы невозможно без специального оборудования, так называемых Монтессори-материалов, ставших достижением долгой психолого-педагогической работы.
Во главу угла в системе Монтессори ставится сам ребенок, который получает свободу выбора и сам решает чем, как и когда он станет заниматься, то есть технология Марии Монтессори позволяет детям развиваться в своем собственном ритме и направлении, совершенствуя именно те таланты и способности, которые заложены в них самой природой.
Многие, кто лишь понаслышке знаком с данной методикой, ошибочно полагают, что ее основная цель – воспитать гениев и вундеркиндов, однако это далеко не так. Главная задача, которую ставит перед собой педагогическая подготовка Монтессори – это сформировать у ребенка самостоятельность и независимость, научить его самостоятельно мыслить и также самостоятельно принимать решения, за которые он сможет нести ответственность. При этом все оборудование, используемое в системе, является обязательной составляющей подготовительной среды, стимулирующей ребенка проявить возможности своего развития через ту деятельность, которая соответствует его индивидуальности.
Все Монтессори-материалы – это синтез развивающих игр и учебных пособий, все они удивительно наглядны и конкретны. При их помощи дети, основываясь только на собственном опыте, приходят к пониманию того, что Земля круглая, что вращается она вокруг Солнца, что дважды два – это четыре, что сотня – это десять раз по десять и так далее.
Другими словами, Монтессори-оборудование – это ключ ребенка к окружающему миру, который помогает ему упорядочить впечатления о мире. Самостоятельная работа с материалами учит детей ставить перед собой конкретные цели и искать возможные пути их достижения. Внешняя, а также формативная притягательность оборудования стимулирует интерес ребенка к различным вещам, другими словами, у него формируется естественная мотивация познавательного развития.
Все Монтессори-оборудование сделано из высококачественных материалов и само по себе представляет сложность в изготовлении, что объясняет его высокую стоимость. Кроме того, дизайн всего оборудования остается неизменным на протяжении 100 лет.
Итак, что же представляют из себя развивающие «игрушки» Марии Монтессори?
Для сенсорного развития существуют:
- рамки с застежками (пуговицами, бантами, кнопками, булавками, шнурками, молнией и т. п. ) , обучающие навыкам одевания;
- коричневая лестница, обучающая различать измерения (толстый, толще, самый толстый) ;
- розовая башня, обучающая различать величины (большой, самый большой, маленький, меньше) ;
- красные штанги, обучающие различать величины по длине (короткий, короче, длинный, самый длинный) ;
- блоки цилиндров, развивающие мелкую мускулатуру рук, которая необходима при письме, и формирующая навыки счета, а также обучающие различать цвета.
Для развития речи занятия Марии Монтессори предполагают наличие букв, вырезанных из песчаной бумаги, а также металлические вкладки разной геометрической формы, которые помогают детям узнавать буквы по ассоциациям, подготавливая таким образом их глаза и руки к чтению и письму.
Математическое развитие по системе Монтессори невозможно без:
- красно-синих штанг, обучающих первичным основам счета (простейшее складывание, вычитание, умножение, деление) ;
- коробки с веретенами, также обучающей счету и знакомящей с понятием количества;
- золотых бусин для развития навыков счета, введения в понятие количества и знакомящих с основными математическими функциями;
- геометрических тел, развивающих зрительное, а также тактильное различие геометрических фигур.
Все вышеперечисленное оборудование, как правило, бывает довольно сложно приобрести и использовать в домашних условиях для занятий с ребенком, в основном оно рассчитано на специальные курсы Марии Монтессори, которым обучают в детских садах или Монтессори-группах.
Остается добавить, что задача взрослого в системе Монтессори не обучать, а только руководить самостоятельной деятельностью ребенка.
Воспитание по данной системе должно происходить в определенной Монтессори-среде, активно развивающем пространстве, в котором случайным деталям и элементам места нет. Каждый предмет, находящийся в такой среде, несет на себе какую-то строго определенную функцию.
Несмотря на поразительные результаты, которые показывают ребятишки, развивающиеся по методике Монтессори, родителям не стоит спешить отдавать своих детей в Монтессори-группы, поскольку данная методика подходит далеко не всем малышам. Перед тем, как принять окончательное решение, следует проконсультироваться с врачами и психологами.
Комментариев: 0