Занятия с детьми в группе Монтессори: очевидные плюсы
Занятия с детьми по Монтессори становятся на российских просторах все более популярными. Ныне во многих учебных учреждениях есть своя группа Монтессори - или все обучение построено по таким принципам. В чем же плюсы данной методики?
В последние пару десятилетий старающиеся мыслить прогрессивно родители стали проявлять серьезный интерес к популярным за рубежом и пришедшим на постсоветское пространство относительно недавно методикам воспитания. Одной из, пожалуй, наиболее известных и прижившихся в России стали занятия с детьми по Монтессори.
Организованные по такому типу "курсы" для дошколят (и их мам с папами) получают все большее распространение. Возможно, причина подобной популярности - в основном принципе, заложенном в данной методике - некое противостояние "диктату" взрослых и наделение детей возможностью всестороннего развития не путем "вдалбливания" в их сознание определенных знаний, а через создание соответствующих условий, некой среды внутри подобной группы, в которой ее члены естественным образом реализуют свои когнитивные потребности.
Стоит сказать, что итальянский врач и педагог Мария Монтессори внедряла свои воспитательные принципы в весьма непростой для собственной родины период - становление режима Муссолини и фашизма. Вероятно, внутренний протест против ограничения личностных свобод, круто замешанный на искренней любви к малышам и осознании их истинных потребностей, и вылился в создание такой методики, основным девизом которой провозглашено "Помоги мне сделать все самому".
Между тем, изначально это было ориентировано на нездоровых деток - ради облегчения им адаптации в социуме. Очень важным моментом было не только создание благоприятной для достижения подобных целей среды, но и проведение "развивающих" занятий именно в группах, что повышало, по мнению автора, их эффективность. В данном случае количество маленьких учеников не играло особой роли. У самой Марии Монтессори, кстати, в таких коллективах порой присутствовало по четыре-пять десятков ребятишек. При этом, из-за особенностей методики, ни один из них не ощущал себя обделенным вниманием.
Стоит ли отмечать, насколько методика Монтессори в детском саду прижилась! Даже в российских реалиях, в которых относительная свобода действий ребят представляется чем-то как минимум непривычным. Ведь с младых ногтей каждый, кто застал еще СССР-овские времена, усвоил: с юными членами общества необходимо "заниматься", причем под этим подразумевается "контролировать".
Однако, как оказалось, дети примерно с 2,5-3 лет (это нижняя граница, с которой, по мнению создательницы-итальянки, следует начинать применять изобретенные ею принципы) вполне способны к определенной степени самоорганизации. Со стороны взрослых важно лишь одно - в достаточной мере доверять собственным подопечным и лишь мягко направлять их порой.
Организованные таким образом коллективы дошкольников все больше распространяются на отечественных просторах. К тому же, благодаря "влюбленным" в сию методику энтузиастам появилась еще и школа Монтессори (отзывы о подобных учреждениях со стороны родителей, к слову, чаще всего положительны) .
Из вышесказанного наверняка уже можно вычленить многие очевидные плюсы занятий такого рода. Прежде всего, конечно, бросается в глаза определенная свобода передвижений детворы по подобным группам - среди всего великого многообразия материалов, предлагаемых там последователями Монтессори. Мелкая моторика будто "походя" развивается благодаря взаимодействию детских ручек со специально придуманными мелкими инструментами и пособиями, предназначенными в том числе для привития и совершенствования навыков самообслуживания.
Здесь и шнуровки, и особые рамки, и всевозможные фактуры тканей и прочих изделий (к слову, в классическом представлении апологетов Монтессори такие "пособия" должны изготавливаться исключительно из чего-то натурального - в частности, древесины; впрочем, при недостаточности материальной базы некоторые предметы заменяются пластиковыми аналогами, которые, хоть и дешевле, все еще отвечают методологическим требованиям) .
Таким образом, дошкольник не только - через постоянные тактильные ощущения - лучше развивает руки, готовя их к умениям, могущим затем пригодиться в школе, и "мелкой" работе (к примеру, тому же вдеванию нити в иглу, удерживанию ручки и т. п. ) , но и постепенно приучается обходиться без помощи в одевании и других "обиходных" навыках. Главное - что происходит подобное без форсирования со стороны взрослых.
Еще один момент, за который многие просто обожают данную методику, - непроизвольная социализация задействованных в ней детей - причем в истинном смысле данного слова. Группа Монтессори комплектуется исходя из интересов, а не по возрастным показателям, потому дитя, пребывая как с теми, кто постарше, так и с младшими ребятишками, осваивает разноуровневые коммуникативные навыки, которые станут частью его уже взрослой жизни с десяток-другой лет спустя.
Другой поистине несущий положительное влияние принцип данного педагогического направления - отсутствие любого негатива в сторону ребенка. Ведь подобные вещи сковывают его, мешая совершенствоваться. На занятиях кроха слышит поощрительные возгласы от значимых для него людей, любое его достижение высоко оценивается (вербально или невербально) - и это побуждает его к дальнейшим свершениям.
Хотя принципы, предложенные Марией Монтессори, весьма "дружественны" к детям, не стоит рассчитывать на их абсолютную универсальность. Поскольку времяпрепровождение с их использованием предполагает наличие определенной усидчивости, едва ли на такое окажется способным, к примеру, гиперактивный ребенок.
Потому, предлагая собственному чаду занятия по Монтессори, мама не должна настаивать на их продолжении, если выяснится, что именно ее отпрыску такое не по душе. В идеале, стоит брать из всех лучших методик подходящие принципы и адаптировать их под потребности своего крохи. Тогда он/она действительно будет гармонично развиваться.
Комментариев: 0